Наследственная память
МВД напомнило о войне с сетевыми анонимами
источник
8 декабря "Российская газета" опубликовала интервью с главой Бюро специальных технических мероприятий МВД России, генерал-майором полиции Алексеем Мошковым. Тот призвал граждан не злоупотреблять анонимностью в Сети.
Газета не могла выбрать худшего времени для печати интервью с Мошковым. На фоне антиправительственных выступлений, протестов против результатов парламентских выборов, задержаний сотен митингующих, многие из которых - активные интернет-пользователи, его слова выглядели как минимум зловеще.
Мошков, например, заявил, что "в наши дни социальные сети наряду с преимуществами нередко несут в себе потенциальную угрозу устоям общества". Далее он заявляет - и правомерно - что Сеть можно использовать в экстремистских и криминальных целях. Это утверждение останется верным, если подставить в него что угодно, например, заведомо офлайновые городские улицы.
Сам генерал-майор сравнивает Интернет с хрупкой игрушкой, которую надо беречь от гадостей, порождаемых анонимами. Он в довольно обтекаемых выражениях предлагает, например, ввести паспортный контроль при оказании хостинговых услуг - но во многих случаях что-то подобное уже существует. Эта обтекаемость вкупе со словами "напомню, цензуры в Интернете нет" вызвала у блогеров и участников тех самых социальных сетей, потенциально угрожающих устоям общества, сначала усмешку, а потом и определенные опасения.
Во второй части интервью, после нескольких футурологических прогнозов Мошков перешел к конкретике. Он дал несколько дельных советов по противодействию интернет-мошенникам. Но сетевая общественность уже успела полюбить его не за это.
Особую пикантность интервью придало появившееся в тот же день сообщение создателя соцсети "ВКонтакте" Павла Дурова о требовании ФСБ закрывать оппозиционные группы.
Правозащитники назвали выступление "первой ласточкой" перед масштабным наступлением на свободу слова в Сети. Они неправы. Заявление о борьбе с анонимностью и экстремизмом в российском сегменте Сети - не первая, не вторая и даже не десятая по счету ласточка.
Так, Мошкову, давшему свое первое и такое неудачное интервью, точка зрения на анонимность явно досталась в наследство от предшественника, главы Бюро специальных технических мероприятий МВД Бориса Мирошникова. Тот еще в 2009 году назвал сетевую анонимность приглашением к преступлению и призывал осветить этот темный переулок. Его тезисы были гораздо жестче, чем у Мошкова. В частности, он называл сторонников отсутствия регулирования Сети демагогами, играющими на руку преступникам.
МВД - не единственное учреждение, ведомство или представительство властной воли с подобными взглядами на сетевое регулирование. Еще в 2004 году российская делегация на встрече ОБСЕ обозвала интернет одним из главных источников расовой, религиозной и другой нетерпимости.
Затем был думский комитет, противодействующий экстремизму в играх и в Сети. Было и личное распоряжение Владимира Путина о победе над сетевым экстремизмом. И схема запрета доступа к экстремистским сайтам, подготовленная Генпрокуратурой. И вежливая просьба ФСБ по передаче интернет-цензуры прокуратуре. Были другие многочисленные предложения, обсуждения и осуждения.
Риторика не менялась с 2004 года. Например, в 2010 году сказал свое слово Минюст: "интернет является главным распространителем наиболее радикальных и экстремистских идей". Ведомство приходит, ведомство уходит, а наследственная память остается.
Историю битвы российской власти с онлайном невозможно закончить - она продолжается. Однако можно было бы завершить описание очередного этапа цитатой президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Последняя ее фраза как нельзя лучше прогнозирует исход этой битвы:
Тот, кто будет, я не могу сказать доминировать, поскольку доминировать в Интернете невозможно, но заказывать моду в Интернете, у той политической силы и будет политическое будущее. Если политическая сила не сможет научиться дружить с Интернетом, она умрет.
Александр Амзин
► Показать
источник
Создатель социальной сети "ВКонтакте" Павел Дуров заявил о давлении со стороны Федеральной службы безопасности. Свою переписку с Дуровым в
блоге опубликовал пользователь edvvvard (Эдуард Котище Кот), который является администратором группы "- РосПил - война коррупции - Алексей Навальный -".
По словам Эдуарда, вечером 6 декабря в группе оказалась отключена возможность заводить новые темы и оставлять комментарии. Он написал об этом в
твиттере, на что Павел Дуров
ответил: "Группа вошла в ограничение 16384 постов за сутки. Сейчас мы меняем алгоритмы ради вас". В результате максимальное число публикаций было увеличено до 64 тысяч.
После этого между Эдуардом и Павлом Дуровым состоялся диалог через сообщения "ВКонтакте". Администратор группы Навального поблагодарил создателя соцсети за быстрое решение проблемы. "Все ОК. Последние дни ФСБ просит нас блокировать оппозиционные группы, включая Вашу. Мы принципиально этого не делаем. Не знаю, чем это может кончиться для нас, но мы стоим", - написал Дуров в ответ.
Эдуард спросил разрешения на публикацию этого сообщения. Получив согласие, он выложил скриншот переписки в интернет. Павел Дуров отметил, что "ВКонтакте" не поддерживает "ни власть, ни оппозицию". "Оппозиционные группы мы не блокируем, но пользователей, призывающих к физическому насилию по жалобам мы блокировали и продолжим", - пообещал он.
В группе Алексея Навального состоит почти 80 тысяч человек. В ней, в частности, обсуждается задержание и арест известного блогера на 15 суток за неповиновение сотрудникам полиции во время несогласованного шествия.
Кроме того, участники группы обсуждают участие в митинге против фальсификаций на выборах в Госдуму, который состоится 10 декабря на площади Революции в Москве.
По данным "РБК Daily", сейчас "оперативники активно мониторят блоги и соцсети на предмет выявления договоренностей о встрече националистов". Речь идет о возможной акции в годовщину беспорядков на Манежной площади 11 декабря. О своем участии в митинге на площади Революции националисты не заявляли.
Между тем начальник бюро специальных технических мероприятий МВД России Алексей Мошков предложил лишить пользователей интернета анонимности. "Зарегистрируйся под реальным именем, сообщи настоящий адрес - и общайся", - заявил он в интервью "Российской газете"...
текст полностью