Новая, а затем новейшая, история несла человечеству всё большую и большую изоляцию — одинокие люди, неполные семьи, годами не видящие дедушек и бабушек внуки. Разумеется, это не было общим для всех правилом, но тенденция разобщения выражалась вполне определённо и при этом настойчиво поддерживалась средствами массовой культуры.
На рубеже тысячелетий многие люди, совершенно не испытывающие восторга от процесса дробления общества, стали искать форму единства, позволяющую чувствовать себя комфортно в плане социальной идентификации. Некоторые нашли себя в полу-сектантских поселениях, некоторые в причудливых субкультурах. Как бы это ни было неожиданно, наряду с усугубляющими ситуацию решениями нашлось место одной противоречивой формулировке. С одной стороны, успешной избегающей капсулирования, отгораживания от общества, а с другой, взывающей к архаичным, в прямом смысле слова первобытным, представлениям о социуме. Это — Племя, Tribe.
Этим термином давно уже пользуется Гэйб Суарез в своей публицистике и обсуждениях на форуме warriortalk ( http://www.warriortalk.com/ ). Как он характеризует этот подход в интервью ( http://uransensey.livejournal.com/17684.html ) lj-пользователям bratgoblin и uransensey — «Единственными вещами, к которым я лоялен теперь, является Бог, Семья и Племя… племя — то есть те, с кем я работаю и друзья/курсанты». Участников обсуждений на своём форуме он также обобщённо именует tribe — надо понимать, подразумевая полноценных участников дискуссии, а не случайных болтунов.
Этот термин использует команда MOTUS (достаточно сказать, что в неё входит основатель Triple Aught Design, ныне покинувший кампанию), впрочем, скорее в рекламных целях. Она призывает на своём сайте ( http://motusworld.com/ ) «присоединиться к племени», участвовать в их внедорожных приключениях, проникнуться духом покорителей пространств и подписаться на почтовую рассылку.
К образованию племён открытым текстом призывает американский сурвайвалист-консерватор Джон «Mountainguerilla» Мосби в цикле статей ( http://mountainguerrilla.readfomag.com/ ), посвящённом этому вопросу, харкатеризуя племя как этническую либо — и он подчёркивает это — культурную общность, отличающую членов племени от членов других групп. Племя состоит из кланов, групп, объединённых родственными связями, будь то кровное родство или символическое (наречённое), ну а клан — из семей.
И далее он пишет — в условиях, когда родственники рассеяны по континентам, члены семьи создают и другие социальные связи в месте проживания. И указывает порядок приоритетов, характерный для племени: семья, внутренний круг — клан, внешний круг — племя, и весь остальной мир. Поклонение божествам и предкам в этот порядок не входит, т.к. существует помимо него.
А вот взаимоотношения, существующие в клане и племени, формируются ни в коем случае не через интернет, а совместным проживанием, трудом и отдыхом, когда каждый день видишь, что другой человек живёт, руководствуясь именно общими для вас ценностями, идеями и приоритетами.
Так же и лидерство, за вождём племени следуют не потому, что он самый крепкий, а потому, что ему доверяют, а доверие это рождается и заслуживается — см. выше.
О выгодах создания племени он пишет как применительно к текущему моменту, когда племя состоит из друзей и единомышленников, объединённых общими устремлениями, и их семей, так и применительно к гипотетическому распаду современного общества и краху государства, когда проще вести хозяйство и защищаться не одному, а с людьми, которых знаешь и которым поэтому доверяешь.
Весьма неожиданно, но в Википедии всё же есть статья ( http://en.wikipedia.org/wiki/Neotribalism ), посвящённая нео-трибализму, и в ней упоминается первая научная работа, затронувшая данную тематику, датированная аж 1996-м годом.
Научные исследования описывают современные племена как причудливую смесь иррационального с рациональным, стиля жизни с проф.ориентацией, зачастую с примешиванием потребительского ценза для участия в группе — назовём как пример одежду, снаряжение, оружие и автотранспорт. Как яркий пример племени называют околофутбольную субкультуру, пользователей мобильников с яблоком, участников «цветных революций».
Для рационального человека выражение «племя» может служить поэтическим заменителем формулировки «мой круг», а может стать чем-то большим, в связи с наличием не только общих интересов проведения досуга, но и совместной творческой деятельности, жизненной философии и мировоззренческих убеждений.